21:51 Старшая группа (1 - 5 занятие) | |
ЗАНЯТИЕ 1
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей. Материал. У каждого ребенка бабочка из гуммированной бумаги (диаметр — 3 см) на нитке длиной в 8 см; картинка, в названии которой есть звук «с» или «сь»; фланелеграф; синий и зеленый кружки. Ход занятия Упражнение «Подуем на бабочку» Логопед дает каждому ребенку по одной бабочке. Предлагает взять нитку в руки, приблизить бабочку к губам и подуть: «Ф-у-у-у». Упражнение повторить с перерывом 4—5 раз.
Игра «Насос» (в кругу) Л о г о п е д. Большой насос надувает большой мяч: «С-с-с»; маленький насос надувает маленький мяч: «Сь-сь-сь». Давайте надувать большой мяч (дети имитируют работу насоса, произносят: «С-с-с» и делают большой круг), маленький мяч (произносят: «Сь-сь-сь» и уменьшают круг).
Упражнение «Какой звук в слове?» Л о г о п е д. Мы пели песенки большого и маленького насосов. Их песенки похожи на звуки в словах: «с» — большой братец, «сь» — маленький братец. Детям раздают картинки (примерный их перечень: сумка, лист, снеговик, самолет, синица, капуста, санки, василек, сирень, поросенок, гусь, лисенок, велосипед, месяц...). Л о г о п е д. В названии ваших предметов есть звуки «с» или «сь». Послушайте, как я назову предметы: «Ссссоба-ка — звук «с», «сссиничка» — звук «сь». — Теперь вы будете называть свои предметы, и говорить, какой звук есть в этом слове. Дети по очереди выходят к доске, называют предмет, определяют наличие того или иного звука и ставят картинку на фланелеграф после синего (звук «с») или после зеленого (звук «сь») кружка. Затем один ребенок называет все слова со звуком «с», другой — со звуком «сь».
ЗАНЯТИЕ 2
Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевое дыхание детей. Материал. На каждого ребенка и логопеда по одному желтому или красному квадрату (у логопеда оба квадрата); фланелеграф и картинки, изображающие цыпленка, котенка, козленка, собаку, куст, курицу.
Ход занятия
Игра «Птицы» Л о г о п е д (раздав одной половине группы желтые, другой — красные квадраты). Вы — птицы. У кого красный квадрат, будет петь: «Ю-ю-ю-ю-юууу», у кого желтый — «Я-я-я-яааа». Смотрите, какой квадрат я буду поднимать, и пойте песенки разных птиц. Логопед в произвольном порядке поднимает квадраты, а дети поют соответствующие песенки (по 3 раза). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Сказка-инсценировка (на фланелеграфе) Картинки по мере рассказывания выставляются на фланелеграф. Л о г о п е д. Потерялся цыпленок. Ушел от мамы, долго шел, устал и сел под кустик. А мимо пробегал котенок. — Котенок, котенок, ты не видел мою маму? — спрашивает цыпленок. — Нет, не видел. Давай я ее позову: «Мяу-мяу». Но курица была далеко и не слышала тоненького голосочка котенка. Пошел цыпленок дальше и встретил козленка. — Козленок, козленок, ты не видел мою маму, курицу? — спрашивает цыпленок. — Нет, не видел. Давай я ее позову: «Ме-ме-ме». Но и его не услыхала курица. Идет цыпленок дальше и видит большую собаку. — Собака, собака, ты не видела мою маму? — жалобно говорит цыпленок. — Не видела, но я ее сейчас позову: «Ав-ав-ав». Услыхала курица громкий голос собаки, поняла, что это ее зовут, прибежала и закудахтала, обрадовалась, что нашелся ее сыночек. Посмотрите на картинки. Во всех этих словах есть звук «к» (дети повторяют звук). Послушайте, как громко я буду произносить его в словах: цыпленоК (заглавная буква в словах обозначает, что этот звук интонационно выделяетеся), Куст, собаКа, КотеноК, Козленок, Курица. Логопед по очереди вызывает детей, они называют предметы и вместе с логопедом повторяют слово, выделяя в нем звук «к». Вся группа также повторяет слово.
ЗАНЯТИЕ 3
Программное содержание. Развивать речевое внимание и фонематический слух детей. Материал. Большой и маленький кружки любого цвета; фланелеграф и синий и зеленый кружки; картинки, изображающие зайца, корзину, забор, землянику, козу, розу, зебру, зеркало, зонт.
Ход занятия
Игра «Колокольчики» Дети делятся на две группы — большие и маленькие колокольчики. Они встают друг против друга. Л о г о п е д. Большие колокольчики звенят: «Дзззынь-дзззынь-дзззынь»; маленькие звенят: «Дззззинь-дззззинь-дззззинь» (дети повторяют звукосочетания). Если я покажу большой кружок, запоют большие колокольчики, маленький — запоют маленькие колокольчики. Логопед в произвольном порядке показывает кружки, а дети имитируют игру на колокольчиках и поют соответствующие песенки по 3 раза. Затем меняются ролями, и игра повторяется.
Упражнение «Какой колокольчик звенит?» Л о г о п е д. Когда вы пели песенки больших колокольчиков, то долго произносили звук «з» — «дзззынь», когда пели песенки маленьких колокольчиков, то долго произносили звук «зь» — «дззззинь». Звуки «з» и «зь» — братцы. «3» — большой братец, а «зь» — маленький братец. — У меня на фланелеграфе картинки, в их названиях есть эти звуки. Послушайте, как я буду произносить слова, чтобы вы отчетливо слышали песенки колокольчиков: зззайка. Какой звук я в слове долго тянула? («З».) Это большой или маленький братец? (Большой.) Я поставлю картинку после синего кружка (дети повторяют слово с выделением звука). Слушайте: «Корзззина». Какой звук я долго тянула? («Зь»; дети повторяют слово, и логопед ставит картинку после зеленого кружка.) Затем по очереди вызываются дети, они называют предметы с выделением этих звуков, характеризуют их — большой или маленький братец, ставят после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «з», другой — со звуком «зь».
ЗАНЯТИЕ 4
Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое дыхание детей. Материал. На каждого ребенка и логопеда по одному шарику (диаметр — 3 см) из гуммированной бумаги, фланелеграф и картинки: рак, кукла, матрешка, белка, еж, жук, флажки, кит, кепка, санки, мячики, яблоки; синий и зеленый кружки.
Ход занятия Упражнение «Подуй на шарик» Л о г о п е д. Мы с вами дышим: сначала делаем вдох — набираем воздух (показ; дети делают вдох и, положив руку на грудь, чувствуют, что грудная клетка поднялась), потом делаем выдох (показ; дети делают выдох и, положив руку на грудь, чувствуют, что грудная клетка опускается). У вас шарики, поднесите их поближе ко рту, сделайте спокойный вдох и подуйте на шарик — выдох: «Фу-у-у» (упражнение с перерывом проводится 6—7раз).
Упражнение «Найди братцев» Л о г о п е д. У меня на фланелеграфе после синего кружка выложены картинки, изображающие предметы, в названии которых есть звук «к» (дети повторяют звук — без призвука гласного). — Мы уже научились громко говорить звук «к» в словах. Давайте назовем предметы со звуком «к» и громко в словах его произнесем. Дети по очереди подходят, называют предмет с выделением звука «к» (раК, Кукла, матрешКа, белКа, ежиК, жуК). Л о г о п е д. Звук «к» — большой братец, но у него есть маленький братец — звук «кь» (дети повторяют звук 2—3 раза). На столе у меня картинки, в названии которых есть звук «кь». Дети по очереди подходят к столу, берут картинку, называют ее, выделяя в слове звук «кь», ставят ее на фланелеграф после зеленого кружка (флажКи, Кит, Кепка, санКи, мячиКи, яблоКи). Один ребенок называет все слова со звуком «кь», другой — со звуком «к». | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |